Доставка грузов из Китая в Россию: как не потерять товар и деньги?
Не важно с какой целью вы приобретаете товары в Китае, для личного пользования или нужд компании, для продажи на маркетплейсе или через офлайн магазины, вам понадобится надежно доставить их в Россию
О том, как грамотно подойти к этому вопросу, чтобы груз пришел целым и невредимым, о его правильной упаковке и страховании, мы говорим с основателем агентства China Agent Владимиром Тудаковым.
Владимир, расскажите, как обычно отправляются грузы из Китая в Россию?
— Есть разные варианты отправки груза из Китая. Самые распространенные в мировой практике — морские контейнерные перевозки. Мы их тоже используем, например, при доставке в портовые города, например, Владивосток. Также грузы доставляются самолетом и по железной дороге. Но если говорить о России в целом, то лидирующее место в этой сфере занимают автомобильные доставки. Груз у покупателя или его посредника в Китае принимает карго-компания по желанию клиента страхует его, грузит в подходящую фуру и везет через две границы. Возможно, это более длительный по времени, но в то же время наиболее экономный вариант доставки товаров из Поднебесной.
Но до того, как груз отправится в путь, необходимо провести подготовительную работу?
В чем она заключается?
— Давайте коротко расскажу, как это делаем мы.
Как правило, в нашем агентстве доставка груза в Россию — заключительный этап объемной работы с товаром, приобретенным клиентом в Китае.
Ему предшествуют большая работа, которая включает: поиск нужного товара, выбор поставщика или производителя, проведение переговоров, обмен образцами, торг с китайскими партнерами для получения лучшей цены, оформление документов, финансовые расчеты, контроль качества на всех этапах производства или закупки. И в финале — передача готовой продукции на наш склад в Гуанчжоу, где происходит подготовка груза к отправке.
В рамках этого важного этапа мы проверяем поступившие товары на их соответствие техническому заданию заказчика и заявленному качеству. Если клиент купил товары в разных местах, например, на нескольких маркетплейсах, мы дожидаемся прихода всех посылок и консолидируем их в одну.
Затем создаем для товара надежную упаковку, чтобы он не повредился в дороге. При этом стараемся уменьшить объем посылки, чтобы снизить стоимость доставки.
И только после того, как весь товар собран и надежно упакован, мы передаем груз на доставку в Россию.
Вы упомянули понятие «надежная упаковка», что оно под собой подразумевает?
Надежная упаковка груза дает дополнительную гарантию клиенту, что на товар, который едет из Китая, не повлияют внешние неблагоприятные факторы, например, сырая погода, соседство с какими -либо жидкостями, неосторожные действия грузчиков в момент перегрузки товара, и прочие встряски в пути. Если халатно отнестись к этому вопросу, то вместо долгожданного товара, высок риск получить кучу осколков или «кашу» из размокших коробок, тряпок и т.д.
Какие виды упаковки существуют. Меняется ли она в зависимости от типа товара?
— Разумеется. Существует несколько вариантов упаковки груза, в зависимости от его характеристик.
К примеру, если это мягкие игрушки, одежда, пастельное белье, ткани, кожа, любой другой мягкий и нехрупкий товар, то сначала мы упаковываем его в полиэтиленовую пленку, затем в так называемую «рисовку» (плетеный мешок из синтетических тканей), а сверху заматываем скотчем.
Это базовый уровень упаковки, который призван защитить товары от попадания влаги.
Дело в том, что в Китае повышенная влажность воздуха, во-первых, из-за близости моря, а во-вторых, из-за сезонов дождей, когда с неба может лить буквально каждый день. Да и на территории России погода не отличается своей предсказуемостью. Также на разных этапах пути рядом с нашими коробками могут оказаться химические жидкости, которые в пути способны пролиться и испортить содержимое.
Поэтому, если пренебречь первым уровнем, то в итоге можно получить отсыревший, заплесневелый или залитый товар, который останется только выбросить.
Второй уровень упаковки — усиление коробки с помощью жестких уголков или установка одной коробки в другую. Применяется в тех случаях, когда может пострадать форма товара, например, помяться. Наличие второго уровня не исключает первый, который мы выполняем в обязательном порядке.
Третий уровень упаковки — обрешетка. Применяется под конкретный грузы, которые можно раздавить или разбить при транспортировке, например, пластик, стекло и т.п.
Четвертый уровень — заматывание прочных коробок в стрейч, установка на паллет, а затем в фанерный ящик. Это упаковка для крупных, тяжеловесных грузов, которые нереально перегружать вручную. К примеру, станки, агрегаты, крупная электроника, мебель и т.п. Обычно такие грузы аккуратно переставляют с помощью погрузчика. Это довольно дорогая упаковка. Но по-другому такой товар просто не доедет.
Индивидуальный контейнер мы заказываем под конкретного клиента в том случае, если товара много. Это может быть как разный товар, так и моно-товар, который по максимуму заполнит пространство. Например, набор мебели и предметов интерьера.
Опрессовывание — дополнительная услуга по уменьшению объемов груза и удешевлению его стоимости. Например, пришел тюк с пуховиками, он довольно объемный, что ведет к удорожанию доставки. В этом случае с помощью специального пресса из тюка постепенно выдавливают воздух и уменьшают его объем в 2-3 раза. При этом сами пуховики никоим образом не страдают, и более того, при доставке в таком виде они лучше сохранятся. Однако такой способ подходит не для всех товаров.
Упаковка по перечисленным требованиям обязательна для всех ваших клиентов?
— В своей работе мы нередко сталкиваемся с тем, что клиенты пренебрежительно относится к упаковке груза.
Во-первых, это связанно с желанием сэкономить деньги. Так как качественная многослойная упаковка увеличивает стоимость доставки. Во-вторых, с непониманием того, насколько доставка грузов из Китая в Россию логистически сложный процесс. И, в-третьих, с элементарным незнанием географии.
Как правило, среди таких заказчиков оказываются новички, которые пока не имеют опыта работы с Китаем или еще не испытали разочарования от получения испорченного груза.
Можете подробнее остановиться на особенностях доставки Китай — Россия?
Доставка груза из Китая в Россию представляет собой сложную логистическую схему и дорогу длинной более 9000 километров. Именно такое расстояние преодолевает товар, который едет из Гуанчжоу в Москву. При этом груз пересекает две границы Китай — Казахстан и Казахстан — Россия. К заданному расстоянию прибавьте еще дорогу из города доставки, например, Москвы или Новосибирска, в место получения в вашем населенном пункте. Прилично получается, не так ли?
При этом весь этот длинный путь груз совершает далеко не в одной фуре. В пограничных пунктах его выгружают из машины и перегружают в другую — раз.
На китайско-казахской границе груз могут отвезти на склад, чтобы консолидировать с другими грузами в РФ, а уже потом загрузить в фуру до России — два.
По прибытию в нашу страну, его снова перегружают в машину местной транспортной компании, которая везет его в ваш населенный — три.
Затем выгружают на местном терминале ТК или на нашем складе— четыре.
И наконец, груз везут в пункт выдачи или на ваш конкретный адрес — пять. И всё это несмотря на погодные условия, под снегом и дождем.
При этом грузчики могут кидать и ронять ваши коробки, составлять их друг на друга, ставить рядом с различными жидкостями и тому подобное.
Только представьте, что в этой ситуации будет с грузом, если вы сэкономите и отправите его в одной тонкой картонной коробке? Уже к границе с Китаем приедет куча размокшего и разбитого хлама. Это очень обидно, согласитесь, потратить столько усилий, времени, денег и в итоге снести все на помойку.
А если груз и вовсе потеряется?
Поэтому, чтобы обезопасить нашего клиента от негативных последствий доставки, мы настаиваем не только на конкретной упаковке груза, но и на его обязательном страховании перед отправкой из Китая.
Каковы условия страхования груза при доставке из Китая?
Оформленная страховка — гарант того, что в случае потери груза или порчи товара по вине китайской логистической компании, клиент сможет получить компенсацию до 100% от стоимости товара.
Страхование груза осуществляется в полном объеме и в среднем составляет 1-2% от общей стоимости груза. Конкретная сумма устанавливается после оценки товара специалистами карго-компании. В редких случаях, если клиент везет хрупкие или ценные предметы, к примеру, раритетные вазы, дорогую электронику и тому подобную продукцию, то размер страховки может вырастать до 5%.
В случае потери или порчи груза клиент может получить частичную или полную денежную компенсацию от карго-компании. Но при условии, что страховой случай наступил по их вине, которую еще надо доказать. Если вы как следует не упаковали груз, то предъявлять требования на выплату компенсации будет достаточно проблематично, тем более в рамках юрисдикции другого государства.
Поэтому, мы делаем все от нас зависящее, чтобы товар клиента пришел в Россию целым и невредимым. В обязательном порядке проверяем его качество, правильно упаковываем, страхуем и отправляем надежной компанией.
Владимир, а были в вашей практике ситуации, когда клиенты теряли груз или получали его испорченным?
—Когда я создавал наше агентство, то уже имел личный опыт по правильной организации доставки грузов из Китая в Россию. О нем я рассказывал на нашем сайте в разделе «О компании». Поэтому в работу China Agent обязательные условия работы, максимально защищающие клиентов и агентство от проблем с китайской стороной.
Но вот недавно был случай. К нам обратился молодой предприниматель, который связался с неизвестной карго-компанией и потерял груз, оправленный ему из Китая. Посредников для этой сделки он нашел самостоятельно по WhatsApp, на словах договорился о доставке и перевел деньги. И всё. Без документов. Без страховки. Без возможности отслеживания.
В итоге груз до России так и не доехал, а посредники перестали отвечать на звонки. Клиент не знал о них ничего, кроме ников в мессенджере…
Так бывает?
— Не удивляйтесь. Сплошь и рядом. Достаточно заглянуть в интернет. Там таких слезных историй масса.
Так вот. Клиент попросил нас помочь ему с поисками груза, но, сами понимаете при таком подходе, шансы найти что-либо в чужой стране и доказать свою правоту сводятся к нулю.
Мы разъяснили молодому человеку все его ошибки, и показали, что может быть по-другому. Мы нашли ему проверенного поставщика, который предложил качественный товар по более низкой цене, оформили документы, закупили товар и привезли его с соблюдением всех правил.
Хорошо, что у молодого человека были дополнительные финансовые возможности, и он не отчаялся после неудачи, а продолжил сотрудничество с Китаем.
Но есть ведь и те, кто отдал единственные накопления или взял кредит, чтобы начать бизнес. Как обидно их потерять по собственной беспечности?
Вообще без опытных наставников очень сложно и рискованно начинать работу с Китаем. Для этого нужны знания китайского менталитета, особенностей ведения бизнеса в Поднебесной, умение отличать производителей от перекупов, а надежные логистические компании — от мошенников и т.д. И все это приходит исключительно с опытом.
Это тема для отдельного разговора.
Да разумеется. В завершении беседы дайте, пожалуйста, совет тем, кто только начинает или планирует сотрудничать с Китаем? Как сделать это максимально результативно и безопасно?
— Никогда не начинайте сотрудничество с китайскими компаниями, включая фирмы по доставке грузов, без договоров и других официальных документов.
Не доверяйте безликим китайским «посредникам» в соцсетях и мессенджерах, которые не предоставляют о себе никакой информации, в том числе юридической.
Помните, ваш груз и все сведения о нем находится в рамках чужой юрисдикции, и при его потере или порче вы окажетесь в бесправном положении.
Всегда надежно пакуйте и страхуйте товары перед отправкой — это ваша гарантия от потери денег. Не пытайтесь сэкономить на этих опциях, а лучше изначально заложите дополнительные расходы в стоимость приобретаемого товара.
Обращайтесь к опытным специалистам в этой сфере. При этом желательно, чтобы представительства компании были, как в России, так и в Китае. Договор об услугах лучше заключать в рамках российской юрисдикции, чтобы в дальнейшем можно было влиять на посредников и поставщиков, отстаивать свои права, в том числе и в судебном порядке.
В нашем агентстве мы сделали все этапы сделки максимально прозрачными и безопасными для наших клиентов: от поиска китайских партнеров и заключения договора с ними до упаковки и доставки готовых товаров в конкретный город. Мы несем ответственность за результат и делаем все возможное, чтобы он полностью оправдал ваши ожидания и вдохновил на дальнейшее сотрудничество с Китаем.